КУРС ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАЦИИ - Ханк Левин (Hank Levin)

Ответить
Timecops
Сообщения: 2016
Зарегистрирован: 25 июн 2011, 15:42
Контактная информация:

КУРС ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАЦИИ - Ханк Левин (Hank Levin)

Сообщение Timecops »

Наши группы Повышенного уровня ВКонтакте http://vk.com/timecopsorg http://vk.com/webauditing http://vk.com/galac_patra

КУРС ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАЦИИ.
Сокращенный перевод книги -
Hank Levin

MAKING MAGIC WITH COMMUNICATION.

Перевел - С. А. Конопелько.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение в Коммуникацию.
Что такое Коммуникация.
Важность Коммуникации.

Подтверждения
Что такое Подтверждение?
“Да, но...”
Жесты.
Согласие и Намерение.
Подтверждение и Выживание.
Дети.
Специальные Использования Подтверждений.

Специальные Взгляды На Суть Коммуникации.
“Экстровертированная” Личность.
“Безнадежные” Барьеры в Способности к Коммуникации.
Отношения.
Намерение и Передача.
Управление Вербальной Атакой - Быть Целью.
Пространство и “Быть Лицом к Лицу”.

Формат Курса.
Основной Формат Упражнений.

Искусство Тренировки.

Упражнения.
Упражнение 1 - Быть Лицом к Лицу.
Упражнение 2 - Передача.
Упражнение 3 - Подтверждения.
Упражнение 4 - Вопросительный Цикл Коммуникации.
Упражнение 5 - Управление Вербальной Атакой.
Упражнение 6 - Управление Интровертированной Коммуникацией.

Списки к Упражнениям.
Список для Интервью (Упражнения 2 и 4).
Список Замечаний (Упражнение 3).
Список Вербальной Атаки (Упражнение 5).
Список Интровертированных Заявлений (Упражнение 6).

Планирование Проведения Курса.

Форма Обзора Разговора.


Введение в Коммуникацию.

Что такое Коммуникация.
Глупо изучать какой-либо предмет не зная его определения. Существует очень много людей, которые профессионально вовлечены в “поле коммуникации, и которые затруднятся дать такое определение.
Определение. Коммуникация - передача символа от одной точки зрения (человека или группы) к другой, при условии что значение символа подразумеваемое посылателем является понятным получателю.
В целях эффективности коммуникации полезно определить реальной коммуникацией только ту, в которой сообщение подразумеваемое является сообщением полученным. Когда мы говорим “Пожалуйста, передайте сахар”, а получаем соль, то такую коммуникацию лучше будет назвать не-коммуникацией.
Это накладывает на отправителя коммуникации ответственность за обеспечение того чтобы получатель понял его коммуникацию. Прежде всего отправитель должен убедиться в том что получатель готов принимать коммуникацию.
Мы находим шесть основных элементов в коммуникации между людьми. Эти элемен-ты (способности) отражаются в шести коммуникационных упражнениях:
1. Быть лицом к лицу - способность комфортабельно находиться с вниманием на чем-либо или на ком-либо.
2. Передача - способность в донесении коммуникации.
3. Подтверждение.
4. Получение ответов на заданные вопросы.
5. Управление вербальной атакой.
6. Управление интровертированной коммуникацией.
Важность Коммуникации.
Предметы - человеческие отношения, личностный рост и понимание имеют в основе три фундаментальных элемента. Вот они:
Аффинити (симпатия) - лучшее определение - степень готовности быть рядом с кем-либо или с чем-либо. Теоретически, самой высокой степенью аффинити была бы готовность занять тоже самое пространство что и объект, субъект или человек. Наоборот, самой низкой степенью была бы неприязнь, т.е. желание наибольшего расстояния от человека, места или вещи. Поэтому всегда имеется некоторая степень аффинити.
Реальность - степень согласия. Когда степень чьего-либо согласия с человеком или вещью высока, тогда можно сказать, что они совместно владеют реальностью. Когда кто-то принимает или отказывается от реальности другого, он просто решает владеть этим совместно или нет. Это может быть вопросом либо, выбора либо обусловливания.
Коммуникация - передача символа, при том условии, что получатель символа пони-мает то значение символа, которое имелось в виду.
Краткий взгляд на взаимосвязь Аффинити, Реальности и Коммуникации (аббревиатура АРК) покажет особую важность Коммуникации в области человеческой жизни, отношений и действий.
Некоторая степень всех этих элементов - неотъемлемая часть любых отношений: пер-сональных (таких как супружество) или деловых (таких как партнерство в бизнесе). Дружба, любовь и понимание легко могут быть прояснены в терминах “АРК”.
Интересное явление происходит с отношениями: если уровни связи Аффинити, Реаль-ности и Коммуникации однажды установлены, и если изменить уровень одного компонента, то другие будут иметь тенденцию следовать в том же самом направлении. Поэтому если вы желаете улучшить ситуацию, то часто необходимо улучшить один из компонентов и два дру-гих последуют за ним.
Каким образом мы можем увеличить уровень АРК по своему желанию? Хорошо, мы можем увеличить Аффинити других людей к себе с помощью увеличения своей физической привлекательности. Этот выбор имеет определенные ограничения. Во-первых, это может по-действовать только на определенных людей, в определенное время. И кроме того мы стано-вимся старше, а этот путь прерогатива юности. Это полезно для первичных впечатлений, но эффект этого пути чисто внешний, поверхностный.
Повышая уровень согласия (Реальность) с кем-либо мы тем самым увеличиваем тре-угольник. Это делать легко когда вы во многом согласны. Однако вы наверно замечали как небольшое несогласие может разрушить положительный эффект большого числа согласий.
Т.о. мы видим что из трех элементов только один наиболее доступен - Коммуникация. Развиваясь с помощью упражнений по коммуникации, мы обучаемся разрабатывать новые от-ношения и ремонтировать старые.
В реальном мире единственная ошибка в коммуникации может привести к ужасным последствиям. Неудачи в браке, разрушенный бизнес, упущенные возможности. Этот учебник даст нам возможность снова и снова проводить безопасные эксперименты с тем чтобы начать делать это правильно.

Подтверждения.

Понимание этого основного элемента коммуникации критично для нашего успешного взаимодействия с другими людьми. Многие неудачи имеют в своей основе нехватку всего од-ного простого слова.

Что такое Подтверждение?

Подтверждение это коммуникация которая служит трем целям. Первая - узнавание ли-ца которое вам говорит, вторая - узнавание его коммуникации, третья - сигнал о том что вы поняли эту коммуникацию.
Подтверждение может быть в форме слова или жеста или комбинации того и другого.
В языке слова служащие подтверждением (да, хорошо, угу и т.д.) имеют тенденцию вы-ражать согласие или одобрение. Это может являться проблемой если мы пытаемся подтвер-дить то с чем несогласны. В деятельности при двух сторонней радио коммуникации, где под-тверждение критично, т.к. только один человек может передавать в одно и тоже время, были вынуждены придумать подтверждения, которые обслуживают все три цели, но не выражают согласия. В авиации пилот отвечает центру управления, называя номер самолета:
Центр Управления: Музыкант 22 Дельта, продолжайте движение к взлетно-посадочной полосе.
Пилот: 22 Дельта. Ответ отрицательный, имеется самолет блокирующий мою полосу.
Имеется некоторое число подтверждений которые хорошо выполняют свои функции, но при этом не выражают ни согласия ни несогласия:
Правда?
О!
Я понял что вы имеете ввиду.
Ух ты!
и т.д..
Хитрость в применении этих подтверждений в том что они должны подбираться в со-ответствии с каждой частной ситуацией (тон подтверждения тоже).
Основное Правило Подтверждения.
Основное правило подтверждения:
Всегда подтверждайте коммуникацию сразу как только вы ее поняли.
Комментарий на коммуникацию не является приемлемой заменой подтверждения. Ни в коем случае нельзя использовать вопрос, либо ему должно предшествовать нормальное под-тверждение. Наиболее частой причиной разногласий между людьми является неадекватное подтверждение!
“Да, но...”
Часто встречающаяся практика ответа “Да, но...” обычно неудовлетворительна, т.к. в действительности является подделкой подтверждения. Когда эти два слова стоят вместе вы не даете коммуникации партнера времени и пространства на то чтобы достойно остановиться - становится очевидно что ваши мысли для вас являются более важными чем его. Учитесь пол-ному подтверждению, паузе и введению следующей коммуникации отличными от “но” слова-ми, так чтобы это не воспринималось как “но”.
Жесты.
Использование в качестве подтверждения жестов (кивок, пожимание плечами и т.д.) ставит проблему другого типа. Иногда жесты служат в качестве подтверждения, но большин-ство жестов настолько сильно передают ОТНОШЕНИЕ, что они скорее представляют собой КОММЕНТАРИЙ чем просто подтверждение.
Помните, что даже если вы забываете Основное Правило Подтверждения то это воздействует на вас. Т.о. если человек обижается на ваш ответ в виде жеста, то причина скорее всего в том что он воспринял ваш жест как комментарий на свою коммуникацию, а не как подтверждение. Даже когда мы понимаем все это, изменить привычку “жест-ответ” для некоторых из нас бывает трудно.
Согласие и Намерение.
Основой выбора подтверждения и его выполнения является намерение. Если вашим намерением является желание выразить понимание человека, уважение к коммуникации и высокую оценку содержания, то у вас обычно не будет возникать необходимости соглашаться с этим содержанием.
В самом деле, люди часто говорят нам возмутительные вещи совсем не ожидая согла-сия. Все что они хотят это подтверждение! Особенно это применимо к детям. Почему не дать им подтверждение и сделать жизнь легкой и для них и для нас?
Подтверждение и Выживание.
Игнорирование подтверждений делает нас уязвимыми к запугиванию и инвалидации. Вы когда-либо встречали человека который позволял говорить что-либо не показывая что он вас слушает? Затем когда вы пытаетесь повторить вашу коммуникацию он выпаливает - “Я слышал это и в первый раз!”. Дешевый трюк такого типа работает только тогда, когда мы дез-ориентированы и не защищены из-за собственного игнорирования подтверждения, когда вы сами даете подтверждение то имеете право ожидать того же от партнера.
Дети.
Дети могут и должны быть обучены правилам подтверждения. Они на самом деле очень легко этому обучаются, если кто-то найдет время для такого обучения. Ребенок всегда должен ожидать подтверждения того, что он сказал. И наоборот всегда нужно подтверждать детскую коммуникацию. Запомните что не всегда нужно соглашаться с ребенком, но всегда необходимо давать подтверждение. Дети которые растут в отсутствие подтверждений имеют тенденцию развивать тягостные и ненормальные привычки разговора. (Одни без конца, болезненно повторяют одно и тоже. Другие заканчивают любое предложение “...Вы знаете?”). Могут потребоваться годы для того чтобы избавиться от этих привычек.
Дайте своему ребенку как можно раньше преимущество во взаимоотношениях с други-ми людьми, подтверждая его коммуникацию и обучая его поступать также.
Специальные Использования Подтверждений.
Существуют два специальных использования подтверждений. Эти использования тре-буют осторожности и необходимо их здесь обсудить.
Первое, когда человек сопротивляется продолжению разговора (в виду затруднения или неуверенности), то в этом случае для того чтобы побудить его продолжать можно дать ЧАСТИЧНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ (например “Угу”).
Когда это делается без необходимости или излишне часто, то оно становится ПРЕЖ-ДЕВРЕМЕННЫМ ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ - пожалуй наиболее раздражающая вещь. Вы когда-либо сталкивались с человеком который подтверждает вас прежде чем вы выскажете мысль? Это заставляет вас чувствовать себя глупо и торопиться говорить снова и снова, все быстрее и быстрее! Когда кто-то делает паузу во время речи, обычно лучше продолжать тихо и внима-тельно слушать, и давать частичное подтверждение только в том случае, когда это действи-тельно кажется необходимым.
Другое специальное использование подтверждения - убедительная необходимость в окончании чьей-либо бесконечной, нежелательной коммуникации с минимальным расстрой-ством для этого человека. Это конечно является нарушением правила “Способствуйте потоку и поддерживайте его в движении и ничего не делайте для его остановки.” Это конечно последнее средство, но оно бывает необходимо когда человек компульсивно и навязчиво говорит, снова и снова, без пауз, забывая о собеседнике. Убедительно скажите “СПАСИБО” - это на много лучше чем “ОСТАНОВИСЬ” т.к. часто позволяет вам остановить человека не обижая его при этом.

Специальные Взгляды На Суть Коммуникации.


“Экстровертированная” Личность.
Вы когда-либо восхищались или завидовали кому-либо, кто кажется более экстровер-тированным чем вы? Что на самом деле означает быть экстровертированным? При достаточно близком рассмотрении мы видим что существует некоторое несогласие по поводу точных эле-ментов экстроверсии - некоторые просто выглядят нежелательными, другие определенно ка-жутся спорными. Один из стереотипов - напористый человек с очень высоким мнением о са-мом себе, но вряд ли такой человек вызовет к себе зависть. Но существуют люди которые ка-жутся приятными - которые хорошо ладят с людьми. Они обладают умением приводить людей в комфортное состояние и поэтому люди к ним тянутся. Наградой для экстровертиро-ванного человека (и этого не отнять) является благосклонное отношение, одобрение, социальные контакты и благоприятные возможности.
Но на самом деле возможно ли стать экстровертированным? Т.к. широко распростра-нена путаница в значении этого слова, но многие из нас считают что это “талант” или “удача”. Давайте посмотрим.
“Экстроверсия” личности это обычно индивидуальная способность и готовность выра-зить себя. Это действительно может быть талантом и “специальной” способностью. Однако эти награды (благосклонное отношение, одобрение, социальные контакты и благоприятные возможности) является достижением двух других аспектов экстроверсии: способность зада-вать вопросы, и способность давать подходящие ответы.
Эти способности действительно могут быть развиты. Они являются кульминацией уп-ражнений этого курса.
“Безнадежные” Барьеры в Способности к Коммуникации.
В наших исследованиях мы обнаружили что наиболее трудный барьер на пути улучше-ния способности к коммуникации (и других способностей) приходит в форме наших фикси-рованных идей по поводу предмета. Фиксированная идея - вера или отношение которое удерживается кем-либо, но причины этого удержания не осознаются. Эта вера или отношение срабатывают автоматически (как компьютерная программа) когда мы сталкиваемся с предме-том. Сила этого исходит из бессознательности и как только мы привносим в это осознанность оно теряет “командное” влияние на наши действия.
Таким образом в течение Коммуникационного Курса время от времени полезно под-держивать групповые дискуссии по различным аспектам коммуникации с целью прояснения скрытых соображений об этих аспектах. Никто не должен “изменять чей-то ум” относительно этих соображений просто нужно начать их осознавать. Будучи невидимыми такие фиксиро-ванные идеи эффективно саботируют искренние усилия в улучшении наших способностей вступать в коммуникацию с другими людьми.
“Некоторые скрытые вещи которые приводят к трудностям в коммуникации:
“Я должен сказать все что я думаю.”
“Я обязан исправлять любое неверное понятие.”
“Лицемерно подтверждать то с чем я несогласен.”
“Правильно будет это прервать.”
“Я никогда не должен позволять кому-либо неправильно понимать что я имею ввиду.”
“Я всегда обязан защищать себя.”
“Я не могу контролировать свои мысли.”
Отношения.
Индивидуальные особенности отношений людей, когда мы имеем с ними дело часто становятся для нас вызовом. Здесь представлены некоторые наблюдения по поводу отноше-ния для того чтобы помочь нам понять с чем мы имеем дело, и как мы можем этим управлять:
Отношение в своей основе является симптомом фиксированной идеи или скрытой ве-ры. Полностью сформулированную фиксированную идею мы называем расчетом.
Отношение: “Океан - о-го-го! Как вы думаете это красиво?”
Расчет (полностью сформулирован): “Если я буду рядом с океаном то я утону.”
Основным проявлением отношения в коммуникации является наличие излишней или неадекватной энергии или эмоции привнесенной в коммуникацию.
Часто эмоция/энергия сами по себе используются как коммуникация в форме ЖЕС-ТОВ или мимики.
Еще один путь обнаружения отношения - поиск ПОДРАЗУМЕВАЕМОГО ЧУВСТВА. Замечание может выглядеть невинным за исключением тона или модуляции, которые выра-жают враждебное сообщение.
Причиной демонстрации отношения при коммуникации является ожидание (страх) то-го что ваша точка зрения будет отвергнута или не одобрена слушателем. ОТНОШЕНИЕ явля-ется УСИЛИЕМ с целью застраховаться чтобы этого не случилось.
Никогда не спорьте с отношением!
Отношение должно являться ответом на вопрос “Почему?”, например, “Почему вы чув-ствуете что это так?”. Действуя таким образом вы можете добиться чтобы человек выразил полный расчет - который возможно является путем изменить его точку зрения по поводу предмета. Вы будете удивлены с каким жеванием они ответят на ваш вопрос. Фактически, ес-ли они возбуждены или расстроены то это возможно единственная вещь о которой вы легко можете добиться их разговора!
Намерение и Передача.
Во время прохождения коммуникации к кому либо, для нас вполне возможно иметь на-мерение к чему-либо другому. Для многих из нас это совершенно нормально! Однако, получа-тель такой коммуникации воспринимает ее очень слабо. (Или можно сказать что она имеет тенденцию быть “слабо воспринятой”.) И наоборот, имеется большое число свидетельств того, что коммуникация иногда может резко возрасти единственно в результате явного на-мерения. Вы наверно сами встречались с этим, когда хотели к кому либо обратиться, и он внезапно поворачивался к вам.
Если вы спросите кого-либо “Где вы работаете?”, а сами в это время будете думать о том куда пойти на обед, то существует шанс что этот человек неправильно поймет ваш во-прос. (Возможно что подсознательно он услышал что-либо типа “В каком ресторане вы рабо-таете?”)
В любом случае, если ваш тренер на Упражнении по Передаче (Упражнение 2) посто-янно кажется неудовлетворенным, то постарайтесь вложить в вопрос все свое намерение, т.е. на самом деле имейте намерение спросить и намерение получить от тренера ответ. Намере-ние может заставить измениться!
(Примечание: Эти данные также применяются во всех последующих упражнениях.)
Управление Вербальной Атакой - Быть Целью.
Желайте быть целью!
В коммуникации с другими людьми нужно развивать просвещенное желание быть це-лью расстройства, критики или обвинения без ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ! При достижении этой способности человек добивается фантастического преимущества и в дружеской и во враждеб-ной ситуации.
Во враждебной ситуации (есть противник) не реагирование на нажатие противником “кнопок” является очевидным преимуществом. Бывает очень много моментов когда мы хоте-ли бы оставаться эффективными и умно управлять различными вещами. Менее очевидно пре-имущество оставаться невозмутимым когда друг или любимая становятся в “оборонительную позицию”. Это не значит что мы должны покоряться оскорблению, а только значит что мы не должны на это реагировать мгновенно.
Существует другой более искусный путь на котором желание быть целью повышает доверие к коммуникации:
Одним из главных правил просвещенной коммуникации является следующее - ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ТО ЧТО ОНИ ХОТЯТ СЛЫШАТЬ. Так поступать неискренне? Нет, когда коммуни-кация человека отредактирована и проверена с целью позволять человеку испытывать только то, что он может испытывать легко. Это не возвращается к нам в виде “плохой кар-мы”, т.е. не заставляет нас расстраиваться или чувствовать себя виновным. Однако, ложь которая используется для самозащиты является плохой кармой, из этого выходят затруднения, беспокойство и возмездие. Это очень опасно и чрезвычайно вредно.
Однако защита других людей это совсем другое дело. Когда мы направляем мысли и импульсы нашей честной дипломатии на удержание другого человека от ран и расстройств, то это не отражается злом на вашей психике.
Могут сказать что это вопрос вашей честности, но возможно более полезно это рас-сматривать как вопрос ДИСКРИМИНАЦИИ. Это есть. Имею ли я способность проводить дискриминацию между моей заботой о комфорте другого человека и заботой о самом себе?
Только надежда на достижимость этой дискриминации позволяет полностью развить желание быть вербально атакованным и критикуемым другими. Только когда человек уверен в том что у него нет страха перед вербальной атакой, только тогда он может быть уверен в том что он действительно дипломатичен, а не просто лжет для того чтобы избежать атаки. Пожа-луйста заметьте что это желание является компульсивной покорностью. Для того чтобы дос-тигнуть истинного контроля над ситуацией человек должен быть способен узнавать вербаль-ную атаку и не чувствовать необходимости оправдываться - просто желать быть целью. Эта способность полностью зависит от власти вашего эго. Эта способность увеличивается при вы-полнении Упражнения 1.
Пространство и “Быть Лицом к Лицу”.
Будет очень полезно выполняя Курс Коммуникации понимать концепцию персональ-ного пространства и как применять действие “быть лицом к лицу”.
Фундаментальной способностью в коммуникации является способность быть лицом к лицу с человеком (или людьми) с которыми вы разговариваете. Как это представлено в Уп-ражнении 1 - это просто способность находиться здесь комфортабельно, с вниманием направ-ленным на другого человека. Ничего не делать - просто быть здесь! Любая манерность, кача-ние головой, смена поз, характерные выражения лица и т.д. все это на самом деле просто является подменой состояния - быть здесь. Это заставляет других людей чувствовать себя неудобно и резко снижает эффективность вашей коммуникации.
Упражнение 1 эффективно решает эту проблему.
Иногда при выполнении упражнения может встречаться тупиковая ситуация - когда тренеру кажется что студент не способен в его присутствие чувствовать себя комфортно. Это происходит когда студент чувствует себя некомфортно допуская тренера в свое “пространст-во”. Это расхолаживает и студента и тренера.
Каждый человек имеет определенное количество пространства вокруг себя и перед со-бой которое он воспринимает как очень личную область, настолько же личную как и его соб-ственное тело. Некоторые поддерживают персональное пространство намного большее чем остальные люди. Мы очень разборчивы в том что или кого допускать в это “пространство”, мы способны к расширению его для того чтобы воспринимать вещи на расстоянии, мы обычно резко “втягиваем” его если мы предчувствуем приближения чего-либо пугающего или неприятного. Вы наверно чувствовали когда-либо разговаривая со взрослыми или детьми какой-то психический барьер между вами. Хорошо, один из вас просто не желает иметь другого в своем пространстве, даже не глядя на формальности разговора. Это воспринимается как дистанция или недостижимость другим собеседником того человека. Человек который втянул свое пространство теперь будет испытывать физический дискомфорт т.к. он предпринимает большие усилия терпя близость другого человека.
Зная это можно принять действительно сознательное решение расширить свое про-странство за пределы тела другого человека, так чтобы включить другого человека в свое пер-сональное пространство, не важно делают ли они тоже самое, они почувствуют то что вы сде-лали. Это чувство принятия и включения. И если вы это сделаете, то немедленно почувствуете уменьшение физического напряжения в любой части тела которую вы “использовали” для конфронтации с партнером. Попробуйте это, к примеру, если вы обнаружите что ваши глаза неконтролируемо слезятся.
Тренер должен исправлять только то что по его мнению происходит в голове студента. Поэтому тренер никогда не должен “проваливать” студента за то что он делает со своим про-странством. Однако тренер может предложить студенту расширить пространство если это ка-жется подходящим.


Формат Курса.


Основной Формат Упражнений.
Курс состоит из шести коммуникационных упражнений, каждое разработано для вы-полнения двумя студентами работающими как команда. За исключением первой части Упраж-нения 1 (в которой роли одинаковы) во всех упражнениях один играет роль “тренера”, другой - роль “студента”.
Работа тренера - помочь студенту совершенствовать те навыки, для которых предназна-чено это упражнение. В действительности он имеет несколько задач. Первая, тренер поддер-живает дисциплину тренировки, т.е. он проводит тренировку, определяет ее нагрузку и за-вершение, а так же объявляет тайм-аут для обсуждения. Твердо держа контроль в своих руках тренер дает студенту возможность свободно сконцентрироваться строго на упражнениях.
Вторая задача тренера - дать студенту знать когда он демонстрирует специфические за-труднения и помочь пройти их к немедленному улучшению. Это также влечет за собой позво-ление студенту знать когда улучшение происходило.
Третья задача - “дразнить” студента когда это требуется в инструкциях к упражнению. Это происходит когда тренер “нажимает кнопки” студента поочередно в течение выполнения упражнения, до тех пор пока студент не перестанет проявлять тенденцию ошибаться в резуль-тате нажатия кнопки. Тогда о кнопке можно будет сказать что она является “плоской”. Это по-кажет не только улучшение студента в коммуникационном упражнении, но также будет реше-нием некоторой части неудобств студента по поводу этого предмета!
Вы увидите что каждое следующее упражнение опирается на все предыдущие. Основой всех упражнений является тренировка “быть лицом к лицу”, т.е. просто находиться здесь с вниманием направленным на другого человека, без каких либо иных действий (Упражнение 1). Эта способность должна быть развита и твердо отработана, тогда остальные упражнения будут выполняться верно и эффективно. Трудности в более позднем упражнении являются следствием недоработок в более раннем.
От студента требуется в совершенстве поддерживать спокойствие в течение всей тренировки, но от тренера этого не требуется. Тренер может улыбаться, почесываться, вертеться или даже хихикать - в той степени, в какой это необходимо для эффективного выполнения роли тренера. Несмотря на очевидную “свободу” тренера его роль является даже более требовательной чем у студента, он должен быть способен передвигать студента, повторно начинать упражнение, и проводить процедуры упражнения прямо, не отвлекаясь. То что улучшение происходит при выполнении обеих ролей является установленным фактом.
Лучше всего (хотя и не обязательно) человеку работать в группе и за тренера и за сту-дента с разными людьми. Этому есть две причины. Во первых, будет замечено что некоторые ваши кнопки (предметы на которые мы реагируем автоматически) активизируются опреде-ленными людьми, а другими нет. Во вторых, студенты также обнаружат что некоторые их ма-неры (в смысле странные обороты речи или жесты) сильно проявляются с одними тренерами и почти не заметны при работе с другими. Отметьте себе что окончательной способностью является способность чувствовать себя удобно с людьми любого типа, и делать так чтобы че-ловеку любого типа было удобно с вами!
Старайтесь подбирать студентов в пары с близкими способностями.


Искусство Тренировки.


Ваша Цель как Тренера.
Когда вы проводите упражнения, знайте что вашей целью является достижение студен-том лучшего понимания упражнения и максимального повышения его способности.
Будьте Реалистичны.
Помните что эти упражнения предназначены для практического применения в жизни. Студент очевидно должен быть способен быть лицом к лицу и управлять наиболее странным поведением, но не создавайте ситуации до такой степени не реальные и не обрабатываемые, что они будут неприменимы.
Достижения.
Когда ваш студент проходит через “кнопку” убедитесь в том что он об этом знает. Комментируйте улучшения которые вы наблюдаете. Поздравляйте по поводу достижений. Ра-ботайте так, чтобы когда подходило время меняться ролями или заканчивать, студент чувство-вал что он чего-то достиг.
Одна Кнопка в Одно Время.
Единственный способ дать человеку почувствовать что все это имеет смысл - обрабатывать строго одну кнопку в конкретный момент времени. Когда тренер находит кнопку, он должен повторять ее не изменяя до тех пор, пока отсутствие реакции не будет наблюдаться при трех или четырех повторениях. В этой точке кнопка считается “плоской”. Затем тренер должен изменять слова, менять тон, выражения лица и интонацию пока реакция наблюдается. Тренер снова делает плоскими эти варианты, не изменяя их, и так до тех пор, пока никакие вариации на предмет кнопки не перестанут вызывать реакцию. Переход от одной кнопки к другой, без делания ее плоской, вначале может казаться удивительным, но это очень быстро запутает и расстроит студента.
Градиенты.
Иногда возникает впечатление что студент совершенно не способен делать то что от него ожидается. В этом случае нужно вернуться назад к более раннему упражнению, которое является фундаментом для нового упражнения. Например, если некто безнадежно находится вне контроля на Упражнении 2, попытайтесь делать в течении некоторого времени Упражне-ние 1.
Ни Каких Мнений.
Представляйте студенту свои наблюдения как факты, а не как спорные мнения, напри-мер, “Хорошо, возможно это слишком прямолинейно, но я хотел бы чтобы вы глядя на меня улыбались.”, или “Мне кажется...”.
Лучше: “Провал. Улыбнулись. Начали!”
Хороший Контроль.
Качественный контроль очень существенен. Слабый контроль тренера во время сессии серьезно снижает эффективность сессии. Студент уже находится под сильным давлением. Плотный контроль сессии с вашей стороны будет удерживать его внимание не на ваших тре-нерских качествах, а на упражнении, где ему и надлежит быть.
Делайте Свою Работу.
Ваше дело тренировать. Вы находитесь здесь ради студента. Отработав “кнопка-нажатие” немедленно заканчивайте и мгновенно делайте рестарт.
Рационализация и Оправдание.
Контролируя разговор многие люди подменяют “контролем” такое действие как “быть лицом к лицу”. Избегайте разговоров содержащих попытки (ваши или студента) оправдать или рационализовать действия или выполнение.
Сам Себе Тренер.
Любые попытки студента в “само-тренинге”, оценке себя или комментировании своего выполнения в течении сессии должны быть пресечены. Его нужно просто известить что его внимание направлено не на то что нужно.
Болезненные Эмоции.
Эти упражнения будут включать неуместные эмоции отличные от простого хихиканья - иногда очень сильные и пугающие. Вы окажите студенту плохую услугу прекратив свои действия, для выхода из этой ситуации просто делайте кнопку плоской. Тоже самое применяется при внезапных неприятных физических ощущениях.
Давайте Победы.
Обязательно говорите студенту когда имеет место улучшение. Тренировка является ус-пешной когда студент чувствует что он чего-то достиг. Ваша задача как тренера убедить его что это действительно произошло.


Упражнения.

Упражнение 1 - Быть Лицом к Лицу.


Фундаментальная способность при коммуникации любого типа - БЫТЬ ЗДЕСЬ И ВОСПРИНИМАТЬ. Это не означает быть интересным, жестким или пытаться вызвать какой-либо эффект. Заменители “быть лицом к лицу “, такие как хихиканье, в конце концов, сильно вредят и создают нежелательные следствия не осознаваемые человеком использую-щим их. Они также служат неадекватной основой для последовательных частей коммуника-ции.
Цель.
Цель - ознакомление человека с истинным “бытием лицом к лицу”, с его привычными подменами этого, и максимально нарастить его способность в действительности быть лицом к лицу.
Техника.
Два человека сидят друг на против друга. Тела должны быть расслаблены и удобны, но кисти и стопы не должны скрещиваться и должны быть свободны от одежды и атрибутов (та-ких как часы. сигареты, четки и т.д.).
Упражнение делится на две секции: Глаза Закрыты и Глаза Открыты.
ГЛАЗА ОТКРЫТЫ.
Здесь нет ни студента ни тренера. По команде инструктора (если он есть) тренирую-щиеся закрывают глаза и сидят в присутствии друг друга. Находясь с закрытыми глазами можно облегчить принятие присутствия другого человека без реакций типа - хихиканье, чув-ства неловкости и т.д.. Продолжайте до тех пор пока инструктор не скажет “Достаточно”.
ГЛАЗА ОТКРЫТЫ.
Это делается сначала без тренера, затем с тренером. Первая половина (без тренера) де-лается также как предыдущая секция, только глаза открыты и смотрят на партнера. Нужно не реагировать на другого человека или на свои мысли о другом человеке (или на свои мысли по любому поводу), и определенно не пытаться вызвать следствие на другом человеке. Просто быть здесь и воспринимать.
В упражнении с тренером один играет роль тренера, другой - студента. Роль студента ни чем не отличается от предыдущего. Тренер начинает сессию командой “Начали”. Все что студент делает, отличное от того чтобы быть здесь и смотреть на тренера, указывается трене-ром. Он говорит “Провал. Вы ... (улыбнулись, дернулись и т.д.). Начали.”. Нужно отметить что команда “Начали” дается немедленно.
Когда студент добивается победы, т.е., заметно улучшается “нахождение здесь” и “быть лицом к лицу” с тренером, можно начать дразнить. Тренер ищет “кнопки” (комментарии, жесты, или даже субъекты) которые производят реакцию в студенте и повторно “нажимает” ее до тех пор пока она не перестанет вызывать следствия на студенте.
Когда оба (и студент и тренер) почувствуют что студент добился заметного улучшения в этом упражнении, можно переходить к следующему.

Упражнение 2 - Передача.


Наиболее очевидный и общепринятый аспект коммуникации - способность выразить себя. Хотя для этого недостаточно упражнения, но тем не менее оно позволяет быть спо-собным убедительно донести любую коммуникацию. Упражнение дает шанс выделить и от-работать этот навык.
Цель.
Тренируйте принимать любую коммуникацию и передавать ее убедительно и искренне, так чтобы это на самом деле принималось как эффективная коммуникация. Это потребует чтобы студент “сделал коммуникацию своей собственной” прежде чем он передаст ее другому.
Техника.
Студент сидит напротив тренера как а Упражнении 1. Он молча сам себе читает вопрос из Списка для Интервью, затем передает этот пункт тренеру. Если вопрос звучит механически или не приходит как искренний и убеждающий, то тренер обращает на это внимание. Если студент делает что-либо чтобы смутить тренера или обратить внимание на себя, то необходи-мо вернуться к последней части Упражнения 1. Студент должен повторять вопрос до тех пор, пока тренер не будет удовлетворен и не скажет “Прошли!”, тогда студент переходит к сле-дующему вопросу.
Когда студент достигнет победы на упражнении можно начать дразнить. Тренер просто воздействует различными проявлениями и манерами не говоря ничего и ожидает вопроса сту-дента. Деятельность тренера не должна ухудшаться в результате выполнения этого.

Упражнение 3 - Подтверждения.


Несмотря на пренебрежение, это настолько важная часть коммуникации и взаимо-отношений, что целая глава была посвящена этому вопросу.
Цель.
Научить правильно и эффективно использовать подтверждения. Научить тому что для полного подтверждения коммуникации нет необходимости соглашаться с ней.
Техника.
Тренер и студент сидят напротив друг друга как в Упражнении 1. Тренер адресует сту-денту одно замечание из Списка Замечаний. Студент отвечает подходящим подтверждением, которое не передает ни одобрения, ни неодобрения, ни незаинтересованности. Тренер должен почувствовать что студент:
1. Высоко оценил (отдал должное) сказанному.
2. Услышал коммуникацию.
3. Действительно понял ее.
Если студент неадекватно подтверждает замечание, то тренер проваливает неудачное подтверждение, говорит что с ним было не так и делает рестарт повторяя тоже самое замеча-ние. Это делается до тех пор пока тренер не будет удовлетворен и не скажет “ Прошли!” и пе-рейдет к следующему замечанию.

Упражнение 4 - Вопросительный Цикл Коммуникации.


Всегда добивайтесь ответа на свой вопрос. Когда вопрос задан, полным циклом ком-муникации является: Вопрос/Ответ/Подтверждение. Вы должны научиться идентифициро-вать “Не ответ” (который может быть неумышленным отклонением или уверткой), под-твердите это и задайте вопрос снова, и так до тех пор пока не получите ответ и затем подтвердите ответ. Это просто удивительно как много раз человек будет позволять вам продолжать задавать вопрос, до тех пор пока он глубоко не почувствует, что он действи-тельно ответил на него, Однако если вы будете продолжать дальше этой точки, то он воз-мутится.
Цель.
Натренировать студента управлять более сложными циклами коммуникации. Научить его упорствовать в своем намерении к коммуникации без плохого обращения, негодования или чего-либо еще делающего другого человека менее желающим оставаться в коммуникации. Добиваться ответа на свой вопрос, не делая этих ошибок, используя способности продемонстрированные в Упражнениях 1-3.
Техника.
Участники сидят напротив друг друга, как в Упражнении 1. Студент задает вопросы из Списка для Интервью, используя навыки Упражнений 1 и 2. Тренер дает реальный (разве что в некоторой части воображаемый) ответ. Студент затем должен подтвердить ответ тренера по Упражнению 3. Тренер проваливает студента при любом колебании, оценке ответа или чем-либо другом отличном от удовлетворительного подтверждения.
Когда студент добивается победы на упражнении (т.е. делает некоторое заметное улуч-шение” можно начинать дразнить. Тренер время от времени отвечает на вопрос “не ответом”. Например:
Студент: “Что вы едите на завтрак?”
Тренер: ”Ваша собака голодна.”
Студенту нужно должным образом подтвердить этот ответ, затем задать тот же самый вопрос снова. Это делается столько раз сколько необходимо, до тех пор пока он не получит ответ на свой вопрос. Ответ может быть возмутительным, то это должен быть действительно ответ на вопрос.
Тренер должен избегать интровертированных заявления типа “Я болею”. Обработка этого будет рассмотрена в Упражнении 6.
Тренер проваливает студента за суетливость, нетерпеливость и нарушение навыков изученных в Упражнениях 1-3.

Упражнение 5 - Управление Вербальной Атакой.


Вершиной дипломатии является способность управления вербальной атакой без обры-ва линии коммуникации. Это упражнение может являться сильнейшим вызовом вашему эго, которое обучено механически реагировать чтобы сделать себя правым любой ценой. Ком-пульсивная защита может быть “нормальной”, но имеется громадное могущество в отказе принять ожидаемое стандартное повеление. Как в боевом искусстве Айкидо, встречайте си-лу отсутствием сопротивления. Отступая в сторону от направления выпада оппонента, его потерявшая направленность энергия рассеется в воздухе - и вы завладеете контролем над ситуацией не делая ее хуже. Пожалуйста отметьте, что комплимент может саркастиче-ски использоваться в качестве атаки. Это отражено в некоторых пунктах тренировочного списка.
Цель.
Продемонстрировать эффективность “отсутствия защиты” в управлении вербальной конфронтацией. Тренируйте студента создавать и поддерживать контроль не реагируя защит-но. Формируйте мастерство под вербальной атакой позволяя себе соглашаться с атакующим.
Техника.
Сидите как в Упражнении 1, тренер начинает упражнение и читает (с чувством!) пунк-ты из Списка Вербальной Атаки. Студент отвечает согласно и соответственно, без знаков со-противления. Конечно каждый ответ будет шутливым, но не должно быть абсолютно ни ка-ких признаков сарказма. Тренер проваливает любую физическую реакцию, резкость в голосе, оправдание или что-либо, что делает ответ звучащим враждебно, саркастически или защитно.

Упражнение 6 - Управление Интровертированной Коммуникацией.


Под “интровертированной коммуникацией” мы имеем в виду то, что выражает ис-креннее личное беспокойство или осознание того - кто говорит. Как мы управляем чьей-либо интровертированной коммуникацией может иметь сильное влияние на ваши последующие взаимоотношения с этим человеком. Важно отличать такую коммуникацию от шутки, уси-лия уклониться от вопроса или рассеянного отклонения. Способность должным образом от-вечать таким образом опирается на ваше мастерство в пяти предшествующих упражнени-ях.
Цель.
Научить студента отвечать и управлять интровертированной коммуникацией таким об-разом, чтобы коммуникационная линия не обрывалась и не разрушалась, т.е. так чтобы жела-ние человека к коммуникации не уменьшалась.
Техника.
Тренер начинает упражнение и читает (убедительно) пункт из Списка Интровертиро-ванных Заявлений студента. Студент должен ответить таким образом, чтобы тренер чувство-вал:
1. его порождение было получено
2. студент должным образом выразил глубокое впечатление его важностью
3. студент заинтересован
4. студент выполнил все выше описанное без потери контроля над ситуацией.
Для студента может быть полезно ободрять тренера, несколько расширять интроверти-рованное заявление задавая простые вопросы об этом.
Пример:
Тренер: Мне кажется я заболеваю.
Студент: Боже мой! Когда вы это впервые заметили?
Тренер: Когда мы говорили о приготовлении пищи и вы упомянули рыбу.
Студент: Действительно? Давайте тогда изменим предмет.
Проваливайте и исправляйте неудачи в пунктах 1-4. Эти неудачи будут действительно найдены если имеются трудности в одном или более предыдущих упражнений, и могут быть соответственно заявлены.

Списки к Упражнениям.


Список для Интервью (Упражнения 2 и 4).

Как вас зовут?
Какой у вас рост?
Какого цвета ваши глаза?
Вы женаты или холосты?
Где вы живете?
Где вы родились?
Какая у вас национальность?
Какова ваша профессия?
Какого типа работу вы делали?
Вам нравится холить пешком?
Какова марка вашей машины?
Вы любите заниматься спортом?
Какого типа книги вы читаете?
Вам нравятся собаки?
Какова ваша религия?
Вы смотрите телевизор?
Какого цвета ваша обувь?
У вас есть паспорт?
Вам нравится фантастика?
Каким образом вы пришли к этому курсу?
Что вы обычно едите на обед?
В каком доме вы живете?
Когда вы последний раз ходили за покупками?
Сколько сейчас времени?
Хорошо ли вы спали прошлой ночью?
Вы принимаете наркотики?
Как вам нравится погода?
Где вы сейчас находитесь?
Вам нравится огонь?
Сейчас светит солнце?
Каковы ваши сексуальные предпочтения?
К какой группе вы принадлежите?
Какие домашние животные у вас есть?
У вас есть обезьяна?
Какую музыку вы любите?
Вы интересуетесь политикой?
Вы когда-либо голосовали?
Сколько часов вы обычно спите по ночам?
Вы записаны в какую-либо библиотеку?

Список Замечаний (Упражнение 3).


Эти люди едят необычную пищу.
Вы знаете, их предки были каннибалами.
Вы кажется способны читать мои мысли.
Моя жена похожа на насекомое.
Это все совершенно, совершенно неважно.
Какой безобразный маленький мальчик.
Эта тема - абсолютный идиотизм.
Вы здесь точно имеете классный офис.
Это глупость.
Мне нравится ваша манера вести беседу.
Вы вызываете у меня желание быть не женатым.
Мой начальник первостатейный гомик.
Если он такой умный, почему бы ему не избавиться от лысины.
Я добиваюсь того чего хочу и хочу того чего добиваюсь.
Я не принимаю “нет” в качестве ответа.
Им не нравятся наркотики, они ими просто пользуются.
Нет. Нет. Сначала предположение - потом вывод.
Это не имеет ни какого смысла, доже если сначала кажется что он есть.
Чем больше учишься, тем становишься все глупее и глупее.
Это овощ. Хотя он не похож на овощ, но это именно так.
Считай как хочешь, только не реви.
Это может быть шутка, но почему тогда мне не смешно?

Список Вербальной Атаки (Упражнение 5).


Прими душ - от тебя воняет!
Ты вредишь мне!
Перестань кричать на меня!
Это всегда моя ошибка и никогда твоя!
Ваши друзья ужасны.
Вы говорите слишком много.
Ты потерял много волос с тех пор, как я видел тебя последний раз.
Ты такой жирный, что не удивительно что ты так потеешь.
Ваша одежда выглядит ужасно.
Я надеюсь на этот раз у тебя есть подходящее оправдание.
Ты знаете, Ты ведешь себя как твоя мать.
Не умничай.
Пошел в задницу.
Постарайся не лажануться на этот раз.
Вы серость.
Вы ведете себя как ваш отец.
Вы думаете я воспринимаю вас серьезно?
Постарайся не быть таким тормозом как обычно.
У вас есть еще какое-нибудь оправдание.
Это все?
Я хотел бы тебя трахнуть.
Вы на самом деле красивы, не так ли?
Вы знаете, чем больше я стараюсь понять вас тем меньше понимаю.

Список Интровертированных Заявлений (Упражнение 6).


Пожалуйста не расстраивайте меня.
Это упражнение пугает меня.
Комната слишком яркая.
Вы напоминаете мне моего отца.
Я начинаю заболевать.
Эээх!
Это сумасшествие, но у меня все чешется.
Моя мать умирает.
Голова раскалывается.
Я как будто плыву.
Я чувствую себя так будто я вне тела.
Клянусь я знал вас в прошлой жизни.
Я чувствую себя попавшим в ловушку.
Я голоден.
Я отвратителен.
Я хочу что бы мои плечи были шире.
Я полагаю что мне нужно замолчать.
Я вижу ауру вокруг вашей головы.
У меня ощущение будто кто-то стоит у меня за спиной.
Я надеюсь это сделает меня сексуальным.

Планирование Проведения Курса.


Требования к Времени.
Возможны различные пути разбивки курса по времени. Можно проводить по 2-3 сес-сии в неделю. Каждая сессия по 2,5-3 часа. Лучше всего когда между сессиями не проходит много времени.
Повестка Дня.
Каждая сессия должна включать краткое обсуждение некоторых аспектов материала. Лучше всего изучить все упражнения и затем добиваться “победы” на каждом упражнении для обоих студентов и достаточно быстро переходить к следующему. Каждое упражнение в некоторой степени содержит тему предыдущего и создает основу для следующего. Старайтесь не оставлять кнопок, не сделав их плоскими. Через определенное время
тренер” и “студент” меняются ролями.
Рекомендуется прежде чем начинать новое упражнение просмотреть (или кратко повторить все старые.
Оценка упражнения.
Время от времени, сразу после разговора, нужно проходить через форму Обзор Разго-вора и как можно точнее заполнять ее. Для лучших результатов делайте “обзор” бесед различ-ного типа, которые вы ведете -дружеская, спор, семейная, рабочая и т.д.. Это будет показывать вам какие улучшения произошли, также вы узнаете какие “кнопки” вам необходимо обрабо-тать и на какие упражнения сделать акцент.

Форма Обзора Разговора.


С кем ? __________________________________________________ Дата ___/__ /___
Разговор в основном был:

Дружественный С противником
Рабочий Юридический
Учебный Вопросительный
Для поддержки кого-либо

Моя цель в беседе была: ____________________________________________________ _________________________________________________________________________________
Достиг ли я своей цели? Да / Нет
В конце разговора я чувствовал: В конце разговора другой человек кажется был:
Удовольствие Удовлетворен
Стресс Неудовлетворен
Расстройство Расстроен
Взволнованность Взволнован
Смущение Смущен
Упражнение 1 - Быть лицом к лицу
Было ли сказано что-либо что встряхнуло меня, расстроило или заставило поте-рять спокойствие? .......................................................................................... Да / Нет
Я обрывал? ................................................................................................... Да / Нет
Рейтинг способностей: Хорошие / Средние / Плохие
Упражнение 2 - Передача
Говорил ли я то что решил (или то что предполагалось) эффективно и убеж-денно................................................................................................... ............ Да / Нет
Другой человек переспрашивал “Как?” или “Что?”? .................................. Да / Нет
Рейтинг способностей: Хорошие / Средние / Плохие
Упражнение 3 - Подтверждения.
Говорил ли другой человек что-либо, что я пренебрегал подтверждать прежде чем сделать собственное замечание. заявление или вопрос? .................... Да / Нет
Говорил ли я “Да но”? ................................................................................. Да / Нет
Не создавалось ли впечатление того что другой человек говорит снова и снова........................................................................................................................ Да / Нет
Рейтинг способностей: Хорошие / Средние / Плохие

Упражнение 4 - Получение Ответов на Вопросы
Задавал ли я вопрос на который так и не получил ответа? ........................ Да / Нет
Принимал ли я “не ответ” на свой вопрос? ................................................. Да / Нет
Не расстроил ли я кого-либо задавая вопрос на который уже был дан ответ? ...................................................................................................................... Да / Нет
Рейтинг способностей: Хорошие / Средние / Плохие
Упражнение 5 - Управление Вербальной Атакой.
Атаковал ли собеседник метя открыто? ..................................................... Да / Нет
Атаковал ли он меня скрытно? .................................................................... Да / Нет
Если это так, то реагировал ли я защитно? ................................................. Да / Нет
Не атаковал ли я в ответ автоматически? .................................................... Да / Нет
Не реагировал ли я возбужденно? ............................................................... Да / Нет
Идентифицировал ли я вербальную атаку, и управлял ли ей без со-противления? ....................................................................................................... Да / Нет
Рейтинг способностей: Хорошие / Средние / Плохие
Упражнение 6 - Обработка Интровертированного Замечания.
Какие интровертированные замечания человек сделал во время разго-вора? ............................................................................................................... Да / Нет
Какое реальное беспокойство было выражено? ......................................... Да / Нет
Вы реально подтвердили каждое? ............................................................... Да / Нет
Побуждали ли вы в каждом случае давать дальнейшие комментарии, так чтобы получить все их соображения? .............................................................. Да / Нет
Не создавалось ли впечатления что они нетерпеливы по отношению к про-должению разговора со мной? ......................................................................... Да / Нет
Рейтинг способностей: Хорошие / Средние / Плохие

В какой из шести способностей другой человек испытывал недостаток? __________ _________________________________________________________________________________
В какой из шести способностей другой человек казался сильным? _______________ _________________________________________________________________________________
Что мне нужно изменить в следующий раз? ___________________________________ _________________________________________________________________________________
Над каким упражнением мне нужно продолжить работу? _______________________ _________________________________________________________________________________
Какие кнопки нужно обработать? ____________________________________________ _________________________________________________________________________________
(с) При использовании информации с сайта указывайте ссылку на него.

https://t.me/galacpatra https://t.me/timecops_news https://vk.com/timecopsorg/
Одитинг и обучение - создание духовных способностей в любой точке мира - Skype: timecops
Ответить

Вернуться в «Курсы Л. Рона Хаббарда по Саентологии»