Наши новости  Академия  Истории Успеха  Фотогалерея  Сайты друзей   Почта  Конференция
   
   
   
   
  Galac Patra International page
   
   
 Главное меню
 


КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С ЗАМЕШАТЕЛЬСТВОМ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ

(глава вторая из книги “Проблемы работы”)

Мы уже видели, как можно убедить человека в том, что трудовая жизнь полна случайностей и выбор трудового пути зависит неизвестно от чего. Действительно, не имея ориентиров и карт, нетрудно заблудиться.

Первоначально все казалось очень просто - это называлось работой, получением работы. Человек получал какую-нибудь специальность, читал объявление о найме по этой специальности, или друзья что-нибудь подсказывали, и шел на собеседование. Поступив, ходил на работу каждый день, делал, что ему говорили, и со временем надеялся на повышение зарплаты. И проходило время, и человек начинал рассчитывать на пенсию или какие-нибудь государственные пособия, положенные для стариков. Все было просто.

Но времена меняются, и простые вещи обычно усложняются. Счастливые и несчастные повороты судьбы вносят в картину свои изменения. Совершенно независимо от личных факторов, новые горизонты изменяют положение вещей. Правительство, не справляясь с экономикой, не может обеспечить достаточную пенсию. Фирма, в которой работал, терпит банкротство во время депрессии. Или вдруг теряешь здоровье, и остается жить на подачки.

Работник в своей трудовой жизни не похож на гиганта, возвышающегося среди толпы врагов. Светлый путь, радостно начертанный демагогами, великая любовь к трудящимся, которую провозглашает та или иная идеология или политический деятель, не отражают действительности. У человека, работающего каждый день, всегда есть достаточно большие для него трудности, какими бы мелкими они ни казались процветающему промышленнику. Повышение налогов на несколько процентов может означать для него, что придется обходиться без сигарет. Наступление тяжелых времен для его предприятия может привести к уменьшению зарплаты, а значит, лишению какой-то части или всех удовольствий и даже некоторых предметов первой необходимости, а иногда и самой работы.

Находясь в зависимости от международных отношений, правительств, тенденций развития рынка и промышленности - о которых он обычно не имеет никакого представления - работник неизбежно должен поверить, что его судьба не совсем предсказуема. Он даже вполне может пребывать в замешательстве.

Человек может умереть от голода за несколько дней. Немного найдется работников, у которых в кармане достаточно денег для того, чтобы долго продержаться, если наступят трудные времена. Поэтому многие вещи, которые не представляют большой проблемы для тех, кто надежно защищен, рассматриваются работником как реальная опасность. И таких вещей может стать так много, что вся жизнь начинает казаться слишком запутанной и поэтому невыносимой, человек впадает в апатию, перемолотый жерновами каждодневной рутины, без особых надежд ожидая, что следующая житейская буря авось минует его.

Поскольку он видит так много факторов, способных угрожать его жизни и подрывать ее надежность, у него создается впечатление, что все основано на случайностях, и он может быть уверен, что все его трудности, в основном, дело случая. Перед лицом столь многих угроз, столь многих неизвестностей, человек склоняет голову и пытается прорваться сквозь них вслепую. Случайности его одолевают.

Нерешенные проблемы, накапливаясь, превращаются в хаос. Получая на работе время от времени противоречивые приказы, работник, наконец, приходит в замешательство. Современный завод может управляться так плохо, что вся деятельность на нем может производить впечатление сплошного хаоса, из которого нет разумного выхода.

Удача - обычная уловка, к которой прибегают в замешательстве. Если человеку кажется, что вокруг него действуют слишком большие силы, он всегда может “положиться на свою удачу”. Под удачей мы подразумеваем “судьбу, которая определяется не самим человеком”. Когда кто-то бросает руль и надеется, что, благодаря счастливому стечению обстоятельств, автомобиль останется на дороге, его обычно ждет разочарование. То же самое происходит и в жизни. Дела, пущенные на самотек, как правило, сами по себе не разрешаются. Возможно, у Вас есть друг, который закрывает глаза на необходимость платить по счетам, а потом скрежещет зубами, в надежде выиграть на скачках и решить разом все свои проблемы. Немало людей живут так годами. Один из известных персонажей Диккенса разработал целую философию “ожидания, что что-нибудь да переменится”. Но удача, хотя мы и признаем ее сильным элементом, необходима только в мощном потоке дезориентирующих факторов. Если человеку требуется удача, чтобы что-то делать, то это значит, что он уже не находится у руля своего автомобиля и что он уже имеет дело с замешательством.

Замешательство можно определить как множество факторов или обстоятельств, которые, как кажется, не имеют мгновенного решения. В более широком смысле замешательство в этой вселенной являет собой беспорядочное движение.

Если бы Вам пришлось встать в центре интенсивного автомобильного движения, вы бы, возможно, почувствовали замешательство при виде всех этих машин, со свистом проносящихся мимо. Если бы вы попали в бурю и мимо неслись бы листья и обрывки бумаги, вы бы также могли испытать замешательство.

Можно ли вообще понять хаос? Есть ли такая вещь, как “анатомия хаоса”? Да, есть.

Представьте, что вы - оператор связи и вам одновременно поступает десять вызовов. Вы, наверное, окажетесь в замешательстве. Есть ли решение в этой ситуации? Если вы заведуете мастерской и на вас сваливается одновременно три чрезвычайных ситуации и один несчастный случай, вы, может быть, почувствуете некоторое замешательство. Но есть ли какой-то ответ на все это?

Замешательство остается замешательством до тех пор, пока все частицы находятся в движении. Хаос остается хаосом, пока нет фактора, получившего ясное определение и понятого.

Замешательство - главная причина глупости. Глупому человеку все вещи, кроме очень простых, кажутся беспорядочными. Поэтому, узнав анатомию замешательства, человек становится умнее, как бы умен он ни был до того.

Если вам приходилось обучать какого-нибудь не слишком смышленого молодого кандидата на должность, вы это хорошо понимаете. Вы пытаетесь объяснить, как что-то работает. Вы повторяете это снова и снова. Затем вы даете ему волю, и он быстро портит все дело. Он “не понял”, “не уловил это”. Вы можете упростить свое понимание его непонимания, сказав: “У него в голове была путаница, хаос”. И Вы будете правы.

Девяносто девять процентов всего неудачного обучения оканчивается неудачей по той причине, что учащийся был в замешательстве.

Не только в работе, но и в самой жизни неудачи так или иначе происходят из хаоса. Чтобы изучить механизм или прожить жизнь, нужно уметь выстоять в этом хаосе или разложить его на составные части.

В Саентологии есть известное учение о замешательстве. Оно называется Учением о стабильном данном.

Если посмотреть на множество обрывков бумаги, носящихся вихрем по комнате, то их движение будет выглядеть хаотичным до тех пор, пока вы не выберете один обрывок бумаги и не примете его за основной, вокруг которого вращаются все остальные. Другими словами, беспорядочное движение можно понять, приняв один элемент за неподвижный.

В потоке дорожного движения все будет казаться беспорядочным движением, если вы не рассмотрите один автомобиль как неподвижный, и таким образом не начнете рассматривать другие в отношении к одному.

Телефонист на коммутаторе, принимающий одновременно десять вызовов, решает проблему, выбрав, верно или неверно, на какой из них первым обратить внимание. Как только он выбирает один вызов для ответа, замешательство уменьшается. Заведующему мастерской, задача которого разобраться сразу с тремя чрезвычайными ситуациями и одним несчастным случаем, нужно лишь выбрать первую цель своего внимания и начать цикл действий по наведению порядка.

Пока не будет выбрано одно данное, один фактор, один предмет в хаосе частиц, замешательство продолжается. Избранная и используемая единица становится стабильным данным для всего остального.

Любая система знаний, уточним, построена на основе одного данного. Это ее стабильное данное. Стоит его обесценить, и вся эта система знаний распадется. Стабильное данное необязательно должно быть верным. Оно просто-напросто удерживает другие элементы от перехода в состояние хаоса, и эти элементы по нему ориентируются.

Если вы обучали молодого претендента на должность обращению с механизмом, а он не усвоил ваши указания, то причина этого - отсутствие у него стабильного данного. Сначала нужно было донести до него один факт. Усвоив его, он бы усвоил и остальные. То есть, человек проявляет глупость или испытывает замешательство в любой беспорядочной ситуации до тех пор, пока он полностью не усвоит один факт или элемент.

Любое замешательство, каким бы громадным и угрожающим оно ни казалось, состоит из данных, или факторов, или частиц. Оно имеет части. Выберите одну часть и тщательно установите ее место. Затем посмотрите, как другие части функционируют относительно этой, и вы уменьшите хаос, и, соотнося другие вещи с тем, что вы усвоили, вскоре вы полностью справитесь с этим замешательством.

Обучая ученика общаться с механизмом, не обрушивайте на него лавину сведений, и не указывайте затем на его ошибки: это сбивает его с толку и заставляет давать глупые ответы. Найдите какую-то входную точку в его замешательство, одно данное. Скажите ему: “Это машина”. Возможно, все свои наставления вы пытались вдолбить человеку, у которого не было реальной определенности, не было реального порядка в существовании. “Это машина”, - говорите вы. Затем дайте ему удостовериться в этом. Заставьте его пощупать ее, покопаться в ней, потолкать ее. “Это машина”, - повторяйте ему. Вы удивитесь, как долго, может быть, придется это ему повторять, а заодно и тому, как будет расти его уверенность. Из всех сложностей, которые ему придется изучить, чтобы управлять механизмом, сначала он должен знать одно данное. Не важно даже, какое данное он узнает твердо, хотя лучше обучить его ПРОСТОМУ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕМУ ДАННОМУ. Вы можете показать ему, что делает этот механизм, можете объяснить ему конечный продукт, можете разъяснить ему, почему именно он был выбран для управления этой машиной. Но вы должны добиться, чтобы одно основное данное стало ему ясно, иначе он пропадет в замешательстве.

Замешательство - это неуверенность. Замешательство - это глупость. Замешательство - это незащищенность. Когда вы думаете о неопределенности, глупости и незащищенности, вспомните о замешательстве, и все станет понятно.

Что же такое уверенность? Отсутствие замешательства. Что такое интеллект? Способность справляться с хаосом. Что такое защищенность? Способность пройти через хаос, обойти его или внести в него порядок. Уверенность, интеллект и безопасность - это отсутствие замешательства или способность справиться с ним.

Какое отношение к замешательству имеет удача? Удача - это надежда, что какая-то не поддающаяся управлению случайность проведет вас через хаос. Полагаться на удачу - значит отказываться от управления. Это апатия.

Бывает хорошее управление и плохое управление. Различие между ними - уверенность и неуверенность. Хорошее управление связано с определенностью, точностью, предсказуемостью. Плохое управление характеризуется неопределенностью, переменчивостью и непредсказуемостью. При хорошем управлении человек испытывает уверенность, при плохом управлении он никогда не бывает уверенным. Управляющий, который сегодня применяет правило, а завтра забывает о нем, требователен к Джорджу и нетребователен к Джеймсу, осуществляет плохое управление; этого управляющего будут преследовать неуверенность и отсутствие безопасности, какими бы ни были его личные качества.

Поскольку мы слишком много сталкиваемся с неуверенным, глупым управлением, некоторые из нас начинают верить, что всякое управление плохо. Но это очень далеко от истины. Управление необходимо для того, чтобы внести какой-то порядок в хаос. Человек должен быть способен управлять вещами, своим телом, своими мыслями, по крайней мере до некоторой степени, только тогда он сможет хоть что-то сделать.

Замешательство можно назвать неуправляемой беспорядочностью. Только те, кто может осуществлять некоторое управление этой беспорядочностью, способны справляться с замешательством. Те, кто не способен, порождают замешательство.

Таким образом, различие между хорошим и плохим управлением становится более очевидным. Различие между хорошим и плохим здесь в степени. Полноценное точное управление другие могут прогнозировать. Значит, это характеризует хорошее управление. Неточное, неряшливое управление невозможно предугадать; поэтому это плохое управление. Намерение тоже имеет некоторое отношение к управлению. Управление может использоваться для конструктивных или деструктивных целей; но вы увидите, что при намерении, направленном к деструктивным целям, используется плохое управление.

Таким образом, предмет замешательства достаточно обширен. Может показаться странным, что этой теме мы уделяем столько внимания. Но вы увидите, что это превосходная общая характеристика всего, что мы считаем злом в жизни. И если человек научился справляться с замешательством, его внимание освобождается для конструктивной деятельности. Пока хаос приводит его в замешательство, он может думать только о разрушительных вещах - больше всего он хочет уничтожить, замешательство.

Поэтому давайте сначала научимся уничтожать проявления замешательства. И это, оказывается, довольно просто. Когда кажется, что все частицы находятся в движении, остановите одну и посмотрите, как другие движутся относительно нее, и тогда вы обнаружите, что хаос уменьшился. Когда одна частица принята за стабильное данное, остальные можно привести в порядок. Так можно рассматривать и понимать чрезвычайные обстоятельства, механизм, работу и саму жизнь, и быть свободным.

Посмотрим, как это работает. В первой главе мы перечислили ряд факторов, влияющих на получение и сохранение работы, продвижение по работе. Всю эту проблему можно решать, как делает большинство людей, приняв за данное “я могу получить и сохранить работу”. Если человек ухватился за это, как за единственное убеждение, то замешательство и незащищенность в жизни уменьшатся.

Но предположим, что сделано следующее: предположим, что без дальнейшего исследования проблемы человек в молодости стиснул зубы, закрыл глаза и сказал: “Я могу получить и сохранить работу, что бы ни случилось. Поэтому я больше не собираюсь беспокоиться об экономической стороне существования.” Что ж, неплохо.

Позже его без предупреждения увольняют. Уже десять недель он не может найти работу. Тогда он почувствует, даже если найдет новую работу, меньшую безопасность, меньшую уверенность. Предположим, что произошел еще какой-то неприятный случай, и он снова оказался без работы. На этот раз он еще больше утрачивает чувство уверенности, безопасности. Почему?

Рассмотрим учение о стабильном данном с противоположной стороны. При таком подходе оказывается, что замешательство нейтрализуется стабильным данным, и что, когда стабильное данное поколеблено, снова возникает замешательство.

Давайте представим себе, что замешательство остановлено. Частицы еще разбросаны, но неподвижны. Что остановило их? Принятие стабильного данного. Представим кого-нибудь, кого дома постоянно третировала мачеха. Однажды, после очередной ссоры, он выматывается на улицу и, в сердцах, говорит “Все мачехи злы”. Таково было его решение. Оно, правильное или нет, стало стабильным данным, принятым во время замешательства. И сразу он почувствовал себя лучше. Теперь он мог справиться или, по крайней мере, жить с этой проблемой. Он знал, что “все мачехи злы”. Это было неверно, но это было стабильным данным. Затем, как-то раз, когда он был в трудном положении, та же мачеха сама оплатила не только его квартплату, но и другие долги. Он сразу почувствовал сильное замешательство. Этот добрый поступок не должен был вызвать замешательство. В конце концов, разве она не решила его проблему? Тогда почему он должен огорчаться? Потому что было поколеблено его стабильное данное. Все замешательство прошлой проблемы снова пришло в движение из-за того, что была продемонстрирована ложность стабильного данного.

Чтобы привести человека в замешательство, достаточно найти его стабильные данные и обесценить их. Достаточно поколебать критикой или доводами те немногие стабильные данные, что есть у человека, чтобы привести в действие все его замешательства.

Дело в том, что стабильные данные не обязательно должны быть истинными. Их просто принимают. Когда они приняты, другие данные рассматриваются в отношении к ним. Таким образом, принятие любого стабильного данного устраняет связанное с ним замешательство. Но если это стабильное данное пошатнулось, обесценено, опровергнуто, то у человека вновь возникает замешательство. Разумеется, достаточно принять новое стабильное данное или восстановить старое, но, чтобы сделать это без затруднений, нужно знать Саентологию.

Допустим, кто-то не испытывает страха за экономику страны, потому что ей занимается бравый политический деятель. Этот деятель является стабильным данным для всякого замешательства, связанного с экономикой страны. Поэтому человек “не беспокоится”. Но наступает день, когда обстоятельства или политические противники пошатнули этого деятеля как данное. Они “доказывают”, что на самом деле он был нечестен. Тогда человек снова начинает испытывать беспокойство за экономику страны. Возможно, вы приняли какую-то философию, потому что излагавший ее такой приятный малый. Затем кто-нибудь убедительно доказывает вам, что говоривший на самом деле вор или еще хуже. Философию вы приняли, потому что вам нужен был какой-то мир в своих мыслях. Обесценивание говорившего немедленно вернет прежнее замешательство.

Итак, мы рассматривали ситуацию, в которой молодой человек устранил замешательство в отношении работы, твердо заявив: “Я могу получить и сохранить работу”. Это было стабильное данное. Работа была получена. Но его уволили. Замешательство в его жизни вновь вступило в силу. Если у него было только одно стабильное данное: “Я могу получить и сохранить работу” - как единственный ответ на все проблемы, перечисленные в первой главе, то, несомненно, ему придется испытать в своей трудовой жизни периоды замешательства. Гораздо лучшим стабильным данным было бы “Я понимаю жизнь и трудоустройство. Поэтому я могу получить и сохранить работу и продвигаться по ней”. К этому мы и стремимся в нашей книге.

 
     
   © Москва, 2006